Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Дата: 30 марта 2021 в 11:59

Рекомендации по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребенку предстоит научиться уп­равлять своими органами речи, воспринимать обращен­ную к нему речь, осуществлять контроль за речью ок­ружающих и собственной.

В результате такой работы к четырем-пяти годам ре­бенок должен овладеть четким произношением всех зву­ков речи. Но у многих детей этот процесс задерживает­ся. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки: [л], [р], группу звуков ([с], [з], [ц]) или несколько групп звуков, шипящие заменяются свистящими («коска»вме­сто кошка, «зук» вместо жук, «сяска»вместо чашка, «сетка»вместо щетка);звук [л] произносится как [в] («вошка» вместо ложка),звук [р] — картаво («гхука»вместо рука).

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произ­носят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важ­но, поскольку гласные служат основой для развития на­выка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анали­за, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками вы­полняют роль речевой гимнастики, способствующей выра­ботке координированных движений органов речи: разви­тию речевого дыхания, голоса и дикции.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети спо­собны к самокоррекции.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомическо­го строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощу­щать, чувствовать движения органов артикуляции, а так­же от функциональной зрелости речевых зон коры го­ловного мозга.

Нарушения в анатомическом строении артикуляцион­ного аппарата — если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке — исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упраж­нений, ребенок сам «растянет» ее. При дефектах развития челюстей образуется непра­вильный прикус, при этих аномалиях детей следует на­правлять к врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляци­онного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, осо­бенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается ди­намика движения. Движения становятся вялыми, замед­ленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([р], [л]), груп­па звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) или несколько групп зву­ков: соноры ([р], [л], [н]), свистящие ([с], [з], [ц]), ши­пящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д.

Функциональная незрелость речевых зон коры голов­ного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение си­стемы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами ар­тикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или иска­жают звуки.

В первом случае ребенок не различает звонкие и глу­хие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой (вме­сто «На березе распустились почки» он скажет: «На бе­резе распустились бочки»).Во втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или другой звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков («Maca пошла в сколу» вместо «Маша пошла в школу»).В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному.

У детей с двигательными нарушениями речевого ап­парата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что так­же является одной из причин более позднего становле­ния звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созре­вание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Нередко у детей во время разговора возникает мышеч­ная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формиро­вания звукопроизношения. Ниже предлагается си­стема расслабляющих упражнений, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции нужно преподносить детям в виде сказок, веселых полянок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональ­ным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной мо­торики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Стихотворные тек­сты, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, будут разви­вать у ребенка внимание к звуковой стороне речи, а зна­чит, способствовать развитию речевого слуха.

Рекомендуется проводить следующее:

  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнения для губ;
  • упражнения для языка;
  • голосовые упражнения на материале гласных и согласных звуков (чтение и заучивание стихов, скороговорок, составление рассказов по картинкам и из собственного опыта ребенка).

Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка, она не должна превышать 15—20 минут.

Для демонстрации правильной артикуляции звука по­лезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребенка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.

Ребенок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выде­ление звука из слова, пусть ребенок определяет, где стоит звук — в начале, середине или в конце слова.

Закрепление правильного произношения звука прово­дите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочета­ниях, предложениях и текстах.

Полезно в процессе закрепления правильного произ­ношения переводить ребенка на внеречевые формы ра­боты: изготовление аппликаций, рисование, раскраши­вание.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выпол­няйте ее по несколько раз в день.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доб­рое настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой — залог успеха.

 

ЗНАКОМСТВО С ОРГАНАМИ РЕЧИ

http://ddu153.minsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=9053

http://ddu153.minsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=9063

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

При выполнении артикуляционной гим­настики следует соблюдать следующие требо­вания:

 

Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

Движения проводите неторопливо, рит­мично, чётко.

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (дей­ствиями ребенка).

Выполняя упражнения для языка, ис­пользуйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.

Помните: гимнастика не должна ребён­ку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.

 

   

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

УЛЫБКА. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

ЗАБОРЧИК. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

ТРУБОЧКА. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

ХОБОТОК. Вытягивание сомкнутых губ вперед.

БУБЛИК. (РУПОР) Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

КРОЛИК. 1. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

                 2. Верхними зубами прикусить нижнюю губу.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

ПТЕНЧИКИ. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

ЛОПАТОЧКА. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

ЧАШЕЧКА. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

ИГОЛОЧКА. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

ГОРКА. (КИСКА СЕРДИТСЯ) Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

ТРУБОЧКА. (ЛОДОЧКА) Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

ГРИБОК. Рот открыт. Язык присосать к небу.

ЧАСИКИ. (МАЯТНИК) Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться по счет к уголкам рта.

ЗМЕЙКА. Рот широко. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

КАЧЕЛИ. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку либо к верхним и нижним резцам.

ФУТБОЛ. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ. 1. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. 2. Рот открыт. Кончиком языка выполнять движения влево-вправо сначала по верхним зубам, затем по нижним зубам.

КАТУШКА. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

ЛОШАДКА. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

ГАРМОШКА. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

МАЛЯР. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

ОБЛИЖЕМ ГУБКИ. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

 

КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ 6-8 РАЗ.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

 

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику». Зачем? Чтобы раз­вивать свой ум, смекалку, красивое произно­шение.

Пальцы — дружная семья                       http://ddu153.minsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=9073

Родителям. Прежде чем выполнять упражнение, по­вторите с ребенком название пальцев рук. Пусть паль­чики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, бе­зымянные, мизинцы.

Пальцы — дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжи­маем их.)

Вот большой!

А это — средний.

Безымянный и последний —

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы, обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять...

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к боль­шому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный па­лец и мизинец вперёд, загибая .остальные пальцы; за­тем рога поднимаем к голове.)

 

И рога оленя даже...

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

Мы про зайку не забудем — ушками водить мы будем.

(Выдвигаем вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, накло­няем их вперёд, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)

 

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!

(Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к боль­шому.)

Рекомендации по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребенку предстоит научиться уп­равлять своими органами речи, воспринимать обращен­ную к нему речь, осуществлять контроль за речью ок­ружающих и собственной.

В результате такой работы к четырем-пяти годам ре­бенок должен овладеть четким произношением всех зву­ков речи. Но у многих детей этот процесс задерживает­ся. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки: [л], [р], группу звуков ([с], [з], [ц]) или несколько групп звуков, шипящие заменяются свистящими («коска»вме­сто кошка, «зук» вместо жук, «сяска»вместо чашка, «сетка»вместо щетка);звук [л] произносится как [в] («вошка» вместо ложка),звук [р] — картаво («гхука»вместо рука).

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произ­носят их нечетко, как бы затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важ­но, поскольку гласные служат основой для развития на­выка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анали­за, что подготавливает ребенка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками вы­полняют роль речевой гимнастики, способствующей выра­ботке координированных движений органов речи: разви­тию речевого дыхания, голоса и дикции.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети спо­собны к самокоррекции.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомическо­го строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощу­щать, чувствовать движения органов артикуляции, а так­же от функциональной зрелости речевых зон коры го­ловного мозга.

Нарушения в анатомическом строении артикуляцион­ного аппарата — если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке — исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упраж­нений, ребенок сам «растянет» ее. При дефектах развития челюстей образуется непра­вильный прикус, при этих аномалиях детей следует на­правлять к врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляци­онного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, осо­бенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается ди­намика движения. Движения становятся вялыми, замед­ленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([р], [л]), груп­па звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) или несколько групп зву­ков: соноры ([р], [л], [н]), свистящие ([с], [з], [ц]), ши­пящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д.

Функциональная незрелость речевых зон коры голов­ного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение си­стемы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами ар­тикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или иска­жают звуки.

В первом случае ребенок не различает звонкие и глу­хие звуки. Поэтому он заменяет один звук на другой (вме­сто «На березе распустились почки» он скажет: «На бе­резе распустились бочки»).Во втором случае ребенок умеет правильно произносить тот или другой звук, но не может правильно осуществлять выбор звуков («Maca пошла в сколу» вместо «Маша пошла в школу»).В третьем случае при искаженном произношении неправильный звук по своему звучанию близок к правильному.

У детей с двигательными нарушениями речевого ап­парата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что так­же является одной из причин более позднего становле­ния звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созре­вание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Нередко у детей во время разговора возникает мышеч­ная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формиро­вания звукопроизношения. Ниже предлагается си­стема расслабляющих упражнений, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции нужно преподносить детям в виде сказок, веселых полянок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональ­ным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной мо­торики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Стихотворные тек­сты, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, будут разви­вать у ребенка внимание к звуковой стороне речи, а зна­чит, способствовать развитию речевого слуха.

Рекомендуется проводить следующее:

  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнения для губ;
  • упражнения для языка;
  • голосовые упражнения на материале гласных и согласных звуков (чтение и заучивание стихов, скороговорок, составление рассказов по картинкам и из собственного опыта ребенка).

Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка, она не должна превышать 15—20 минут.

Для демонстрации правильной артикуляции звука по­лезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребенка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.

Ребенок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выде­ление звука из слова, пусть ребенок определяет, где стоит звук — в начале, середине или в конце слова.

Закрепление правильного произношения звука прово­дите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочета­ниях, предложениях и текстах.

Полезно в процессе закрепления правильного произ­ношения переводить ребенка на внеречевые формы ра­боты: изготовление аппликаций, рисование, раскраши­вание.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выпол­няйте ее по несколько раз в день.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доб­рое настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой — залог успеха.

 

ЗНАКОМСТВО С ОРГАНАМИ РЕЧИ

http://ddu153.minsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=9053

http://ddu153.minsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=9063

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

При выполнении артикуляционной гим­настики следует соблюдать следующие требо­вания:

 

Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

Движения проводите неторопливо, рит­мично, чётко.

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (дей­ствиями ребенка).

Выполняя упражнения для языка, ис­пользуйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.

Помните: гимнастика не должна ребён­ку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

УЛЫБКА. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

ЗАБОРЧИК. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

ТРУБОЧКА. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

ХОБОТОК. Вытягивание сомкнутых губ вперед.

БУБЛИК. (РУПОР) Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

КРОЛИК. 1. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

                 2. Верхними зубами прикусить нижнюю губу.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

ПТЕНЧИКИ. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

ЛОПАТОЧКА. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

ЧАШЕЧКА. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

ИГОЛОЧКА. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

ГОРКА. (КИСКА СЕРДИТСЯ) Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

ТРУБОЧКА. (ЛОДОЧКА) Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

ГРИБОК. Рот открыт. Язык присосать к небу.

ЧАСИКИ. (МАЯТНИК) Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться по счет к уголкам рта.

ЗМЕЙКА. Рот широко. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

КАЧЕЛИ. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку либо к верхним и нижним резцам.

ФУТБОЛ. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ. 1. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. 2. Рот открыт. Кончиком языка выполнять движения влево-вправо сначала по верхним зубам, затем по нижним зубам.

КАТУШКА. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

ЛОШАДКА. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

ГАРМОШКА. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

МАЛЯР. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

ОБЛИЖЕМ ГУБКИ. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

 

КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ 6-8 РАЗ.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

 

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику». Зачем? Чтобы раз­вивать свой ум, смекалку, красивое произно­шение.

Пальцы — дружная семья                       http://ddu153.minsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=9073

Родителям. Прежде чем выполнять упражнение, по­вторите с ребенком название пальцев рук. Пусть паль­чики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, бе­зымянные, мизинцы.

Пальцы — дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжи­маем их.)

Вот большой!

А это — средний.

Безымянный и последний —

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы, обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять...

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к боль­шому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный па­лец и мизинец вперёд, загибая .остальные пальцы; за­тем рога поднимаем к голове.)

 

И рога оленя даже...

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

Мы про зайку не забудем — ушками водить мы будем.

(Выдвигаем вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, накло­няем их вперёд, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)

 

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!

(Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к боль­шому.)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.